В этом случае слово «неделя» понимается как «воскресенье» на церковно-славянском языке. Это второе из четырёх воскресений – подготовительных к Великому посту. До того была Неделя о мытаре и фарисее, а следующими будут Неделя о страшном суде и Прощёное воскресенье.
Название этого праздничного дня указывает на то, что во время литургии в храмах прозвучит евангельская притча о блудном сыне. Притчу эту апостолы услышали от Христа. И один из них, Лука, пересказал её в своём Евангелии.
Сюжет прост. По просьбе младшего сына отец выделил ему часть имения. Но распорядился своим состоянием юноша крайне плохо. Ушёл в дальние края, жил там распутно, разорился, дошёл до последней степени нищеты и унижения. Вернулся к отцу в раскаянии, готовый служить хотя бы батраком. Но отец встретил его как самого дорогого гостя, одел в лучшие одежды и устроил пышные торжества. Это вызвало недовольство старшего брата, который посчитал себя обойдённым отцовским вниманием, хотя в отличие от младшего брата вел себя всё это время, на свой взгляд, безупречно. Отец же сказал ему:
– Ты всегда со мною, и всё моё твоё, а о том надо радоваться, что брат твой был мёртв и ожил, пропадал и нашёлся.
И вот эта простая, казалось бы, история стала источником великого множества произведений искусства. А по количеству различных толкований вполне может считаться рекордсменом среди других библейских сюжетов.
Еще в IV веке великий богослов Иоанн Златоуст толковал эту притчу так:
– Нет греха, как бы он ни был велик, побеждающего человеколюбие Божие, если в надлежащее время приносим покаяние и просим прощения.
А в Неделю о блудном сыне 1887 года прозвучала знаменитая проповедь архиепископа Никанора (Бровковича), в которой притча была связана с 50-летием со дня смерти Александра Сергеевича Пушкина. И очень многое объяснила в трагической судьбе поэта.
Новые прочтения этой притчи появляются и сейчас.