Назвать его праздником даже как-то странно, хотя по сути это так. А точное название – Неделя о Страшном суде. Неделя в данном случае – это церковное название воскресенья. И это – предпоследний из четырёх подготовительных к Великому посту воскресных дней в Православных церквях.
Ещё этот день называют Неделей мясопустной, поскольку вслед за ним начинается Масленица, когда мясо уже есть нельзя. Вот про Масленицу, её традиции и обряды у нас хорошо знают. А про Страшный суд гораздо меньше. Может быть, потому что человек вообще старается меньше размышлять на такие темы, чтобы не испортить себе настроение.
Но именно про Страшный суд говорят в этот день в храмах. Да и весь земной путь верующего человека должен был бы подчиняться такому размышлению. Суть его в небольшом отрывке из Евангелия от Матфея, который звучит в этот день на литургии. Это слова Христа о том, по каким критериям будет происходить разделение людей на последнем суде: кого – в жизнь вечную, а кого – в муку вечную.
Что, казалось бы, может волновать человека сильнее, чем этот вопрос? Однако волнует не всех. Это удивляло ещё в XVII веке французского учёного Блеза Паскаля.
«Нет для человека ничего важнее его участи, – писал он, – нет для него ничего страшнее вечности. И если находятся люди, равнодушные к собственной гибели и угрозе вечных мучений, – это противно природе. Они ведут себя совершенно иначе по отношению к другим опасностям: они боятся даже малейших из них, предвидят их, обдумывают; и тот самый человек, который провёл столько дней и ночей в гневе и отчаянии из-за потери должности или какого-нибудь воображаемого ущерба для своей чести, – тот самый человек, зная, что со смертью потеряет всё, остаётся спокоен и беспечен. Чудовищно видеть в одном и том же сердце, в одно и то же время такую чувствительность к пустякам и такую странную бесчувственность к самому важному».
И этот день как раз о самом важном.