28 марта в церковном календаре день памяти протоиерея Михаила Богословского. Его судьба похожа на биографии других новомучеников, погибших за веру в годы жестоких гонений. При этом многие черты и поступки делают его личность неповторимой.
В характере этого человека удивительным образом сочетались кротость и бесстрашие, мягкость и непреклонность.
Достаточно сказать, что священником он решил стать в 1921 году, когда принадлежность к Церкви становилась опасной для жизни. А ведь ему в это время исполнилось уже 38 лет. У него была хорошая семья, достойная работа, устроенный быт. И, конечно, он прекрасно знал, на что шёл. Но ничего не боялся. Сразу же стал регулярно участвовать в общественных диспутах о религии. Их в 20-е годы устраивали власти, чтобы разоблачать церковников. Однако на каждом диспуте спокойный, но уверенный в своей вере отец Михаил неизменно побеждал своих оппонентов-атеистов. Это закончилось его первым арестом в 1924 году.
Но и после этого отец Михаил не стал осторожнее. Когда власти стали закрывать храм, где он служил, именно вокруг него собирались прихожане, чтобы протестовать. И он спокойно, но твердо отстаивал их права исповедовать свою веру. Его в очередной раз арестовали.
В тюрьме отца Михаила жестоко пытали. А он во время допросов лишь сосредоточенно молился, время от времени осеняя себя крестным знамением. Следователя это приводило в ярость и он, размахивая наганом, потребовал немедленно прекратить креститься. Но священник тихо возразил: «У вас своё оружие, а у меня своё».
В зоне его выбрал жертвой матерый уголовник — он вырывал у отца Михаила по волоску бороду, брови, ресницы. Даже надзиратель ужаснулся, увидев обезображенное лицо священника, потребовал назвать имя изувера, но отец Михаил отказался. Кротость и смиренное великодушие священника поразили мучителя — он упал перед отцом Михаилом на колени и попросил прощения.
А скончался протоиерей Михаил Богословский в лагере в 1940 году, ему было 57 лет.